Икона Символ Веры середины 17 века

 
Костромская икона – яркое явление русской художественной культуры позднего средневековья. Символ Веры - краткое изложение основных догматов православного вероучения.

Кристаллизация ее стиля произошла в творчестве знаменитых мастеров стенного письма 17-го века: Любима Агеева, Василия Ильина Запокровского, Гурия Никитина. Все названные изографы были первостатейными иконописцами и обладали редким даром знаменщика. Многие годы они возглавляли артель местных стенописцев, работали в храмах разных городов центра России, возобновляли живопись соборов Московского кремля. Сменяя друг друга, они почти половину века руководили всеми городовыми мастерами, призванными для исполнения стенного письма в кремлевских соборах. За право заполучить артель костромских стенописцев боролись игумены крупнейших монастырей. Известна тяжба между московским Новоспасским и суздальским Спасо-Евфимиевым монастырями. Из-за постоянных отзывов костромской артели в Москву на несколько лет затянулись работы в Троицком соборе переславского Данилова монастыря.
 
Только за вторую половину 17-го века в столбцах Оружейной палаты числится около 70 костромских иконописцев, вызывавшихся для исполнения "спешных государевых дел". По сути костромские иконники были своего рода цехом Оружейной палаты, многие из мастеров отработали по вызовам в Москву лет по 20 и более. Некоторые костромские иконописцы окончательно перебирались в столицу, другие годами жили в ней и все же возвращались в родной город: сотоварищ Гурия Никитина Сила Савин прожил в столице 17 лет, Кирилл Уланов вернулся в отчий край и принял постриг в Кривоезерском монастыре под Юрьевцем.
 
Приезжая в Москву костромичи не были на положении провинциальных учеников. Большинство мастеров уже при первом вызове аттестовывались по второй статье, что свидетельствует об их основательном владении профессиональными навыками. Писцовые, дозорные и ландратские книги за 17-е столетие дают возможность утверждать, что иконописание в
Костроме развивалось как семейное ремесло. Дети получали навыки и уменье под присмотром отцов, дедов. Школа, полученная в семейных мастерских костромских иконников, оказалась на редкость прочной. Даже подолгу оставаясь в среде ярославских, московских мастеров, они не могли изменить воспринятой в ученичестве традиции. Знаменитый царский изограф Кирилл Уланов смолоду трудился в Оружейной палате. Блестяще владея ее стилистикой, в то же время продолжал следовать семейной традиции иконописания, сформировавшейся в рамках костромской школы.
 
Это не исключало появления самородков, чей талант пробивался к вершинам мастерства самостоятельно через все препоны и преграды. Таков гений Гурия Никитина. Творчеству этого мастера стенного и иконного письма, посвятила монографию доктор искусствоведения В.Г. Брюсова. Прошло 20 лет со времени ее публикации и за это время удалось реставрировать новые произведения, нашлись подписные, что позволяет расширить круг памятников, связанных с именем выдающегося мастера и его окружения.
 
Древнейшим памятником иконописи в Костроме является чудотворный образ Богоматери Феодоровской, выполненный в первой половине_середине 13-го века в одном из княжеских центров Руси, возможно, греческим иконописцем. После воцарения Романовых древняя икона, которой благословили на царство Михаила Федоровича, становится не только почитаемой новой династией, но и обретает статус общерусской святыни. В последующие годы костромские иконописцы делали с нее многочисленные списки в размер чудотворного образа. Написанное в первой трети 17-го века "Сказание о Феодоровской иконе" послужило основой для создания икон с клеймами чудес образа. Создателем одной из лучших икон и возможным автором иконографии истории и чудес образа был, вероятно, Гурий Никитин.
 
Кострома в 17-м веке не являлась единственным центром иконописания в крае. В уездных городах Галиче, Солигаличе, Нерехте, Кинешме складывались свои традиции применительно к местным условиям и возможностям. Сельские храмы были деревянными, что диктовало определенные требования к языку иконописи. Упрощение и архаичность художественного языка, экспрессия и лаконизм манеры письма, любовь к насыщенному цвету, хотя и ограниченному палитрой местных красителей – это те особенности галичской иконы, что роднят ее с народной художественной культурой.

Символ Веры - состоит из 12 членов, в которых излагаются догматические представления о взаимоотношении лиц Св. Троицы, о воплощении и искупительной жертве, о Страшном Суде, воскресении мертвых и жизни вечной, а также о крещении и христианской церкви. Первоначально произносился при принятии св. крещения и формулировался по-разному в различных древнехристианских церквях. После официального принятия христианства, для достижения единства в вероисповедании и в целях борьбы с ересями был составлен единый Символ Веры, утвержденный на 1 Никейском (первые 7 частей) и II Константинопольском (последующие 5) Вселенских соборах. Символ Веры включен в чинопоследование Божественной литургии - он исполняется всеми собравшимися в храме в самом начале литургии верных, на которой присутствуют только принявшие св. крещение. Римско-католическая церковь внесла добавление в 9-й член Символа Веры, согласно которому Дух Святой исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына (см. Филиокве). Икона, символически иллюстрирующая текст Символа Веры, известна в русской иконописи, начиная с середины XVI века.

Также в этом разделе:



Добавить отзыв об этой странице Сообщить об ошибке