ЗАО "Завод полимерного машиностроения имени Л.Б.Красина
Первое промышленное заведение на территории нынешнего завода им. Л.Б.Красина было основано в 1789 г. чебоксарским купцом Алексеем Григорьевичем Синцовым.Первое промышленное заведение на территории нынешнего завода им. Л.Б.Красина было основано в 1789 г. чебоксарским купцом Алексеем Григорьевичем Синцовым. В начале XIX в. вблизи завода была проложена улица Речная (часть современной улицы Ерохова). Улица проходила от ул. Московской (ныне ул. Островского) по нынешнему проезду Красина до ул. Константиновской (ныне пр. Текстильщиков). В 1892 г. по ходатайству училища им. Ф.В.Чижова и Товарищества Костромской льняной Мануфактуры была произведена перепланировка улицы: значительная ее часть примерно с середины была перенесена ближе к ул.Кирпичной (ныне ул. Терешковой).
Основанный А.Г.Синцовым завод стал именоваться "колоколенным и по изготовлению медной посуды". Завод размещался в отдельном каменном корпусе. Такой же завод был основан им в с. Лыскове Нижегородской губернии.
Согласно данным за 1801 г. костромской завод А.Г.Синцова имел оборотный капитал 9300 руб. в год и вырабатывал 500 пудов колоколов и до 50 пудов медной посуды. Продукция завода поступала преимущественно на Макарьевскую ярмарку. В некоторых случаях завод производил продукцию на заказ. Так в 1800 г. от купца И.Кузнецова был получен заказ на изготовление колокола для Преображенской церкви, что в Спасской волости Тотемского уезда Вологодской губернии.
Около 1820 г. А.Г.Синцовым вблизи завода был построен двухэтажный каменный дом. Позднее (предположительно в 1823 г.) дом и завод перешли во владение Петра Сергеевича Денисова.
В 1841 г. завод был продан юрьевецкой купчихе Ираиде Дмитриевне Поляковой. Ежегодно на заводе отливалось до 30 колоколов весом 1200 пудов на сумму 14,5 тысяч рублей. В производстве использовалась красная штыковая медь и английское олово, приобретаемые на Нижегородской ярмарке. Для отливки колоколов использовалась машина, приводимая в действие одной лошадью. При заводе состояло 2 мастеровых и 7 вольнонаемных рабочих. Продукция завода поступала на Нижегородскую и ростовскую ярмарки.
В 1852 г. подполковником Дмитрием Павловичем Шиповым на ул. Речной недалеко от завода И.Д.Поляковой было основано чугунолитейное механическое заведение. Первоначально завод Шипова специализировался на изготовлении валов для ситцепечатных фабрик. Так как выделка печатных валов до середины XIX в. производилась только в Англии, Д.П.Шипов получил на производство в России пятилетнюю привилегию. Вновь устроенное заведение располагалось в каменном корпусе и состояло из медно-литейной кузницы на два горна, самоточек, слесарных тисков и токарных станков. Согласно данным, представленным владельцем завода на Московскую промышленную ярмарку 1853 г. при заводе состояло 50 рабочих.
По мере расширения завода Д.П.Шиповым были приобретены прилегающие территории, в том числе колокололитейный завод И.Д.Поляковой. помимо меднолитейной мастерской были организованы: кузница на 32 горна, сварочное отделение, котельная для изготовления паровых котлов, чугунно-литейное отделение, мощность которого позволяла отливать разом до тысячи пуд чугуна, столярная и механическая мастерские. Производство было расширено за счет изготовления паровых котлов, паровых фабричных машин, гидравлических прессов, насосов, водокачек, токарных и сверлильных станков, чугунного литья. Кроме того, при заводе было устроено гвоздильное отделение на 14 машин. Продукция завода находила сбыт в промышленных центрах Московской, Владимирской, Ярославской и Костромской губерний.
Со временем на заводе был налажен выпуск сельскохозяйственных машин. В начале 1858 г. производство ситцепечатных валов было прекращено, а гвоздильная мастерская была переведена на купленный Шиповыми в Ардатовском уезде Нижегородской губернии Илевско-Вознесенский чугунно и железоделательный завод.
В конце 50-х годов XIX в. с развитием речного судоходства завод превращается в крупный судостроительный центр. Ежегодно на воду спускалось от 3 до 6 пароходов с железными корпусами. Выпускаемые пароходы предназначались исключительно для пароходной компании "Дружина", основанной братьями Александром, Дмитрием и Николаем Шиповыми. Весной 1857 г. с верфи завода были спущены пассажирский пароход "Алексей" и пароход "Владимир". В 1958 г. были спущены на воду два буксирно-пассажирских и два буксирных парохода: "Константин", "Александр", "Николай" и "Императрица Мария" мощностью в 120 сил каждый. Вместе с тем на заводе производился ремонт пароходов, заходящих в г. Кострому, изготовление паровых машин и котлов на заказ.
К началу 1860-х гг. на территории завода было расположено 5 каменных и 7 деревянных корпусов, в которых разместились столярное и литейное отделения, механическая мастерская, сборочная, чертежная, котельная мастерская, кладовая дл материалов и готовых изделий, кузница, помещение конторы, помещение артели, квартиры служащих. На берегу р.Костромы было устроено 6 больших сараев для сборки пароходов. Для соединения мастерских со сборочными цехами и кладом готовых изделий была устроена железная дорога протяженностью 538 саж. В наемных помещениях при заводе были оборудованы баня для рабочих, больница, аптека. Имущество завода оценивалось более чем в 440 тыс. руб.
К 1862 г. численность рабочих механического завода Д.П.Шипова увеличилась до 600 человек. Кроме того, при заводе была организована артель мальчиков 12-18 лет, принятых для обучения сроком на 5 лет. Управление производством было вверено русским технологам Г.Вазинскому, К.П.Цыганкову и др.
Завод Д.П.Шипова прекратил свою деятельность в январе 1884 г., а в 1889-1890 гг. был приобретен душеприказчиками Ф.В.Чижова под ремесленные мастерские технических училищ. В 1894 г. было организовано низшее химико-техническое училище, в 1897 г. - среднее механико-техническое училище. Со временем оба училища были объединены в Костромское промышленное училище им. В.Ф.Чижова.
В первые годы советской власти происходит интенсивная реорганизация училища. В 1923 г. училище было преобразовано в индустриальный техникум. В 1929 г. Костромскому Индустриальному техникуму было присвоено имя Л.Б.Красина. А в 1932 г. на базе учебно-производственных мастерских техникума был создан "Учебно-производственный завод им. Л.Б.Красина". В 1935 г. в связи с расширением завода в его распоряжение был передан земельный участок в конце бывшей Набережной улицы. По решению СНК СССР от 29 декабря 1936 г. преобразован в самостоятельное предприятие "Костромской машиностроительный завод им. Л.Б.Красина".
История завода с 1930-х годов по настоящее время
12 апреля 1932 г. решением правительства Завод имени Л.Б.Красина был включен в состав Ярославского резиноасбестового комбината (ЯРАК), и часть заказов на оборудование для комбината была передана для изготовления в Костроме. Началась реконструкция завода. В первые же годы работы завод освоил выпуск машин для развития отечественной резиновой промышленности.
1 января 1936 г. на заводе было создано свое конструкторское бюро, новые станки стали создавать инженеры завода. Решением СНК СССР от 29 декабря 1936 г. №111 Костромской машиностроительный завод имени Л.Б.Красина был включен в состав предприятий, непосредственно подчиненных Главрезине на правах самостоятельного предприятия. И 27 февраля 1937 г. был зарегистрирован устав нового завода. Этот день и стал днем рождения завода.
В предвоенные годы завод освоил выпуск более 40 наименований станков и оборудования для резиновой промышленности, в том числе и машин для опытного шинного завода, завода "Каучук" в Москве.
Во время войны завод подчинялся Наркоматы резиновой промышленности СССР, выпускал машины и оборудование для танковой промышленности, затворы для автоматов, корпуса снарядов и т.д.
После окончания войны завод занимался выпуском редукторов, транспортеров, червячных машин, станков для сборки покрышек, вулканизационных прессов и другого оборудования.
В марте 1960 года при участии представителей Госкомстата по химии СМ СССР, НИИ шинной промышленности, НИИ автотранспорта на заводе были рассмотрены и согласованы чертежи нового шиноремонтного оборудования, которое требовало новых производственных площадей, коренной реконструкции завода.
Уже к середине шестидесятых годов в три раза возросли производственные мощности завода, и было освоено более 150 видов новой продукции.
В начале 90-х годов завод в рамках экономического эксперимента преобразовался в арендное предприятие, в декабре 1992 г. коллектив выкупил основные фонды завода и образовал Закрытое акционерное общество "Завод полимерного машиностроения имени Л.Б.Красина".
Сайт завода: www.zavodkrasina.ru
Также в этом разделе: