УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Публичный отчет образовательного учреждения вошел в практику работы нашей гимназии 3 года назад, когда еще не было Приоритетного национального проекта «Образование».
Тем самым мы стремились пойти на диалог и информировать сообщество о происходящих изменениях в образовании на разных уровнях, чтобы получить поддержку родительской общественности, органов муниципального управления и выработать механизм согласования целей и интересов всех участников образовательного процесса.
Однако история публичных выступлений уходит корнями в ХIХ век. Помните Устав Царскосельского лицея, где учились Александр Сергеевич Пушкин, Александр Михайлович Горчаков. Ежегодно в нем проводились публичные открытые экзамены. И какое поколение получила Россия!
Цель сегодняшнего выступления — это демонстрация образовательному сообществу достижений гимназии в реализации инновационных образовательных программ, реализуемых благодаря государственной поддержке в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование».
Публичный отчет — это умение «подать себя», целостное осмысление деятельности образовательного учреждения, откровенный разговор с социальными партнерами об успехах и проблемах.
А мы — вот такие. (Сейчас вы увидите фильм «Влюбленные в детство» 7 мин.). Этот фильм создан детской гимназической видеостудией. В 2006 году на Всероссийском фестивале «Петербургский экран» он стал лауреатом. Создавался фильм на основе архивных материалов и подводит нас к очень важной мысли: традиции в образовательном учреждении остаются неприкосновенными и бережно сохраняются.
И как бы не хотелось сегодня некоторым чиновникам унифицировать образовательные учреждения, мы выступаем за то, чтобы в современной России была разнообразная образовательная палитра, были разнообразные по типу и виду образовательные учреждения, чтобы в обществе имелся богатый культурный выбор.
С момента объявления конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, все заинтересованные участки образовательного процесса, объединенные Управляющим советом, тщательно собирали документы, анализировали, систематизировали их и поняли, что гимназии есть, чем гордиться и с чем выйти на конкурс.
В ежедневной текучке не всегда можно оценить свою работу объективно. А вот анализ документов позволил нам увидеть положительные тенденции гимназии по многим направлениям, что свидетельствует о том, что гимназия способна многократно воспроизводить продукт своей деятельности, т.е. осуществляет образовательный процесс на технологической основе.
Следовательно, обеспечение высоких образовательных показателей зависит не от исключительных способностей или творческого прорыва небольшого числа талантливых личностей, а от уровня профессиональной подготовки, компетентности учителей и управленцев, всего коллектива.
Гимназия строит свою деятельность исходя из долгосрочной программы развития образовательного учреждения.
НАША ГИМНАЗИЯ — ЭТО ЦЕННОСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, ПРИЗВАННОЕ СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ У ГИМНАЗИСТОВ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, ОСВОЕНИЮ ОПЫТА СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСПЕШНОСТИ УСВОЕНИЯ ГЛУБОКИХ И ПРОЧНЫХ ЗНАНИЙ, СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ.
Программа развития образовательного учреждения сама по себе инновация. Это не просто лозунговый документ. В нем представлена обоснованная стратегия развития гимназии, расписаны этапы, цели и прогнозируемые результаты, увязанные с финансовыми расчетами.
Отличительными чертами Программы развития являются следующие:
- Нахождение точек совпадения в образовательном пространстве гимназии между государственным заказом на образование и социальным заказом. Школа — это пространство конфликтов и главный среди них — между государственным и социальным заказом. Государственный заказ — это стандарты (которые, кстати, до сих пор не приняты), базисный учебный план, ЕГЭ, тесты за основную и полную школу. Представьте себе «массовый пошив» — у всех одинаковые костюмы. Массовый пошив дешевле индивидуального. Социальный заказ — это персональные запросы родителей. В поле социального заказа родителей доминируют такие положения, как
- безопасность и здоровье в начальной школе
- коммуникативная включенность и персональное внимание к каждому ребенку
- где-то с 6-7 класса социальный заказ требует разнообразного предметного образования, формирования поведенческой модели учащихся
- в старшей школе — это персональные образовательные программы, моделирование карьерного роста и т.д.
Конфликт между государственным заказом и социальным заказом — это полиативная зона компромисса, определяющая конкурентоспособность любой школы.
- Второй отличительной чертой является оптимальное использование информационных технологий для удовлетворения организационных потребностей гимназии. Именно с этой целью при помощи государственной поддержки мы создали «Информационный центр», в перспективе которого — смена приоритетов. Программа информатизации, принятая в гимназии, включает, как основной, принцип — от «доступа для каждого» к «навыкам для каждого» и создание Медиатеки.
- Еще одной отличительной чертой образовательной деятельности гимназии является культуросообразность — это соответствие законам культуры детства. Мы понимаем культуру не только как предметное выражение результатов деятельности человека, а также как проявление человеческих способностей, реализуемых в виде знаний, умений и навыков, интеллектуального, эстетического, нравственного развития. Она включает в себя: культуру внутреннего мира и внешнего вида учащихся, культуру взаимоотношений в обществе, модели социального поведения. Кроме этого культура пронизывает предметные области, связанные с углубленным изучением иностранных языков и языка каждого предмета, вооружающее способами добычи и обработки информации, законами ее интерпретации.
- И еще одну особенность хочется отметить: Широкий мониторинг образовательных результатов на основе сочетания данных из достоверных внешних и внутренних источников информации, осуществление гимназией самооценки результатов и условий своей деятельности.
Программа развития выросла из многолетнего опыта «авторской школы № 25», где в центре образовательной политики лежала идея воспитания европейской идентичности и национального самосознания.
Мы же, участвуя в национальном конкурсном проекте, не документы готовили, а воспользовались форматом конкурса, чтобы уточнить свой путь развития. Поэтому и Инновационные программы гимназии конкретизируют общую тенденцию Программы развития. Остановимся на некоторых из них.
Проектирование гимназического стандарта, ориентированного на академизм, функциональную грамотность и высокое качество знаний в рамках Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года. Данная инновационная программа — это требование времени, т.к. до сих пор нет регионального Положения о гимназии как особом (не в общеобразовательных рамках) типе образовательного учреждения. В ходе экспериментальной работы мы ежегодно разрабатываем Программу повышения квалификации педагогов и комплексно-целевую программу. Силами временных профессиональных объединений педагоги разработали «Минимальный дидактический стандарт в системе гимназического образования», «Модель образовательной программы гимназии с учетом «гибких потоков»». Мы стремимся создать концепцию гимназического образования, включающую квалификационные требования к учителю и ключевые характеристики гимназического образовательного процесса. Все продукты экспериментальной деятельности находят свое отражение в методических сборниках, как печатных, так и виртуальных. На экране Вы видите титульный лист и содержание 2-ого виртуального сборника. Наши наработки мы готовы обсуждать и поделиться с коллегами. Благодаря полученной государственной материальной поддержке, мы смогли расширить возможности трансляции педагогического опыта наших учителей на бумажных и электронных носителях. Приобретены видеокамера, цифровой копир, цветной лазерный принтер, новые компьютеры, DVD-центр и т.п. Общей суммой на 700 тысяч рублей. В гимназии создан центр информационных технологий, миссия которого заключается в том, чтобы:
- содействовать повышению уровня компьютерной компетентности;
- улучшить рабочее место учителя, ученика, сотрудника;
- предоставить всем базовые занятия, необходимые для вступления в информационное сообщество;
- быть центром, открытым для всех!
Еще одной инновационной программой является «Создание модели начальной школы на основе внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе». Мы считаем, что только здоровый ученик в состоянии освоить гимназические программы. Внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет улучшить показатели состояния здоровья учеников и, как следствие, ведет к повышению качества знаний гимназистов. Государственная поддержка усилила материальную составляющую ресурсов Программы «Здоровье». Мы полностью оборудовали 4 класса начальной школы. Приобрели необходимую мебель, приборы для ионизации воздуха, введен здоровый питьевой режим (кулеры и помпы). В нашем понимании инновации – это преобразования, дающие качественный положительный результат.
Уменьшилось число детей, которые в начальной школе одевают очки. Достижение! Нет роста численности детей со сколиозом. Еще какое достижение! Уменьшилось число учащихся, находящихся на учете в ИДН. Прекрасно! Инновационная программа «Школа – центр физкультурно-оздоровительной работы в микрорайоне» является составляющей часть Программы «Здоровье». Наш микрорайон достаточно сложный в плане развития инфраструктуры для организации досуга жителей. Возможности для развития спортивно-массовой работы может предоставить практически только школа. Цель этой программы: формирование у учащихся стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.
Школа открыта до 22.00 часов. Вся вторая половина дня отдана детям для занятий по интересам. Мы смогли оборудовать малый спортивный зал для занятий восточными единоборствами и ведения психологических тренингов. Силами старшеклассников возобновил работу тренажерный зал. Государственная поддержка образовательному учреждению в 1.000.000 руб. позволила нам серьезно укрепить материальную базу гимназии. Получив 1.000.000 руб., нам надо было суметь его потратить. 1.000.000 оказался для нас значительной суммой. И мы впервые столкнулись с процедурой закупок по конкурсам.
Но планируемые меры по приобретению оборудования получились не такими, как мы мечтали, а такими, как о них говорили вице-премьер Д.Медведев и министр образования А.Фурсенко на последней встрече. Конкурс на поставку компьютеров выиграла фирма, для которой поставка оборудования являлась временным занятием. Компьютеры начали через полгода рассыпаться, ремонт, гарантированный в течение 3 лет, фирма делать отказывается. Да и сама фирма сейчас уже имеет другое название, и гарантийные обязательства лопнули как пузырь. Мы не ожидали, что качество поставляемого оборудования будет настолько низким. Поставка компьютеров выявила еще одну серьезную проблему — монтаж электрооборудования, чтобы использование информационных технологий было безопасным для жизни и здоровья. Монтировать это оборудование нам пришлось из внебюджетных средств — а это дорогое удовольствие.
В заключение хочется отметить, что организация Приоритетного национального проекта «Образование» стала добрым знаком перемен в отношении государства к нуждам образования. Но такое понимание идеи конкурса сохранится, если национальный проект будет сочетаться с повседневной заботой управленческих структур о развитии образования.
СПАСИБО!